Четырёхканальный усилитель Focal FPS 4160

Мне понятно, почему многоканальный звук, при его очевидной технологической авантажности, не вызывает к себе столь же трепетного отношения, на грани поклонения (а то и за гранью), как классическое стерео.

Нет в многоканальных системах гармонии, присущей чистому стерео. Там всё какое-то разнопегое, а здесь — два одинаковых канала, которые по концепции стереофонии должны воспроизводить разное (иначе довольно было бы и одного), но чтобы разное было именно настолько разным, чтобы передать заложенное в запись и в музыку (что не совсем одно и то же). А для этого всё, что можно, в двух каналах должно быть одинаковым. Всегда ли это удаётся? Да почти никогда, если специально не постараться. Так, наверное, рассуждал, сидя за рюмкой Kir de Dijon (2/3 Bourgogne Aligote, 1/3 Creme de cassis, впрочем, кому я рассказываю...) на веранде кафе в Сан-Этьене Жак Мауль (или назначенное им лицо, на рецепт напитка это не влияет), замышляя новую серию усилителей Focal Power. Ибо главное отличие этих усилителей от их фирменных предшественников — подчинение требованию максимальной симметрии. Это открытым текстом сказано в названии серии — Focal Power Symmetric, что видно немедленно после распаковки усилителя.

Корпус совершенно, даже подчёркнуто симметричен, относительно одной оси, разумеется. На этой оси располагается встроенный вентилятор охлаждения, с тем, надо полагать, чтобы и условия охлаждения у обеих половин были идентичными. По качеству исполнения и отделки усилитель выглядит более породисто, нежели уже знакомые нам его «родственники» из серии Solid, что, в общем, находится в полном соответствии с фирменной субординацией. Компоновка, по нашей терминологии, «итальянская», а тот факт, что она свойственна также и для «Фокалов», на терминологию не влияет, кто первый придумал, того и тапки. Занимающий стратегическую позицию на корпусе вентилятор включается по своему усмотрению и по мере необходимости. Три боковые грани сплошь заняты литыми радиаторами Т-образной формы. По среднему сечению радиаторов располагаются щелевые отверстия для выхода воздуха, при такой конструкции, чтобы заблокировать охлаждение неудачной установкой, надо очень уж постараться. Насколько можно судить, только в этом, крайнем и нерасчётном случае мощного оребрения радиаторов может не хватить для естественного охлаждения, по крайней мере, в ходе наших испытаний и слушаний вентилятор не включался ни разу. Силовые зажимы принимают кабель до 11 мм в диаметре, акустический кабель может иметь диаметр вполовину меньше, то есть до 5,5 мм. Номинал предохранителей… ну вы и сами видите.

Отверстия для крепежа закрыты сверху резиновыми заглушками. Аналогичные заглушки снизу снабжены отверстиями для крепежа и одновременно являются своего рода ножками. Пара резиновых опор увеличивает габаритную высоту (по сравнению с высотой корпуса) на 6 мм. Опоры позволяют ограничить спектр передаваемых на усилитель вибраций, как показывает практика, такой подход, действительно, помогает улучшить прозрачность звучания на середине.

Название Focal Power Symmetric относится не только к экстерьеру, это было бы поверхностно во всех смыслах. Усилитель построен симметрично и внутри, это, разумеется, главное. Платы каналов 1/2 и 3/4 не одинаковые (это было бы обычно), а являются зеркальным отображением друг друга, а значит, все соответствующие элементы двух схем находятся в одинаковых условиях. Зеркальные тут даже платы фильтров. И даже платы источников питания (у каждой пары каналов свой, общие у них только силовые зажимы). Одним из немногих отклонений от зеркального принципа является схема управления скоростью вентилятора. Плюс ещё гнездо для подключения дистанционного регулятора (входит в комплект), которое расположено на половине каналов 3/4. Естественно, дистанционный регулятор управляет только уровнем этих каналов. Здесь же находится и выключатель Fader, который соединяет входы каналов попарно так, чтобы усилитель мог работать с двумя входами.

Фильтры здесь исчерпывающие. Пределы перестройки от 50 до 5000 Гц (в два диапазона). Фильтры ВЧ и НЧ перестраиваются независимо и могут быть включены одновременно. Увидев на корпусе обозначение среднего положения переключателя BP, я возомнил было, что уже всё знаю: Bypass, типа. Оказалось, знаю пока не всё (эта фаза наступит позже). BP — это режим полосового фильтра во всей его красе, а значит, фильтры не будут служить ограничивающим фактором при подключении би-ампингом любой акустики.

А что будет? Давайте поглядим. При компоновке, которую можно назвать Double Stereo, естественно было бы левый и правый каналы подключить к правой и левой половинам усилителя. Однако фильтры регулируются одновременно для каналов 1/2 и 3/4. Кроме того, если у нас стерео, то и входов надо использовать два, но тогда соединяются попарно входы двух усилителей из левой и правой половин. То есть если вам надо Double Stereo, надо будет не только использовать разветвитель Y-типа, но и оставить без работы замечательные фильтры усилителя. Вероятность такого варианта использования, прямо скажем, невелика, но существует. Для эстетов и перфекционистов. Решив стать на время таковыми, перед прослушиванием мы подключили акустику би-ампингом и с обходом фильтров (использовали пассивные фильтры самой акустики), но обычным образом, задействуя входы 1/2. Что наслушали — немного позже, сейчас надо сказать об интересной особенности FPS. В качестве опции к усилителям этой серии предлагаются блоки фильтрующих конденсаторов для источника питания, имеющие обозначение FPS High-Cap. «В смысле — буферные ёмкости? Эка невидаль», — скажет иной читатель. Ответим иному: отнюдь. Внешние ёмкости — атрибут не первичной (где 12 В с борта), а вторичной цепи источника питания, где несколько иные напряжения, а ёмкостей — две, по одной в плюсовом и минусовом плечах. Поэтому «ёмкостные бустеры» с усилителем соединяются четырёхконтактным приспособлением на недлинном кабеле (25 см). В самом блоке по четыре конденсатора 3300 мкФ (по 6600 мкФ в плече) плюс схема ограничения тока заряда. Поскольку источников питания здесь два, то и внешних блока надо брать два. Впрочем, к этой логике вы должны были уже привыкнуть.

Наконец всё готово к прослушиванию. В качестве музыкального источника мы теперь берём CDпроигрыватель Bryston BCD-1, раз есть, почему не взять? В роли предусилителя используем соответствующую часть интегрального Bryston B100 SST. Контрольные громкоговорители всё те же — Monitor Reference Gold 20. Кабели тоже те же, по счастью, у нас был заготовлен двойной комплект безындуктивных ленточных акустических кабелей. Перечень дисков такой.

1. «Corelli In London. Sonate & Concerti per ? auto». SABAM, 2004.

2. Bob Brozman, «Blues Re? ex». Ruf Records GmbH, 2005.

3. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.

4. «Silence Technology Test Disc». Audio div., Matsushita, 1990.

5. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.

Чтобы определиться с влиянием FSP High-Cap, к нашему обычному списку мы добавили записи повышенной сложности [1] и [2]. С них, собственно, и начали. И вот что мы услышали.

При подключении выносных блоков неожиданным образом несколько ухудшилась голографичность звуковой картины, в т.ч. и точность пространственных образов. То есть там, где в записи присутствуют многочисленные естественные звучания — флейты, скрипки, виолы и клавесин, как в [1], или же различные гитары плюс китайские колокольчики, как в [2], спокойно можно обойтись и без «навесов». Зато присутствие этих же «бустеров» ощутимо улучшает форму баса, его партии становятся насыщеннее. Иначе говоря, без внешних ёмкостей звук деликатнее, с ними — насыщеннее и динамичнее. Какой вариант предпочтительнее? А всё зависит от того, в какой мере ваш FPS завязан на бас. В этом смысле, возможно, имеет резон не следовать до конца принципу симметрии, воспользовавшись простором для творчества на основе только что обретённого знания. Я имею в виду вот что: предположим, что четырёхканальный FPS назначен работать в системе «фронт — сабвуфер». Тогда разумным будет подключить «бустер» только к сабвуферной половине, закон не запрещает. Другой случай, 2,5-полосный фронт с пассивным делением СЧ/ВЧ. Здесь опять «бустеру» место на половине басового звена. А мы дальнейшее прослушивание проводили без внешних ёмкостей и совершенно не были разочарованы.

Звуковой образ голоса Челентано [3] чётко зафиксирован, интонации аккуратно проработаны. Звук живой, в том смысле, что при некотором опыте ясно ощущаются особенности студийной работы музыкантов. В ударе по струнам акустической гитары чувствуется каждая. Басовому барабану не хватает раскованности, он кажется осторожным. Зато в треке 10 очень ясно слышна партия гармоники на третьем плане. Надо было начать с трека 4 диска [5], там поют, хоть и на старинном, но французском, для усилителя Focal этот язык должен быть почти родным. Зал большой и звонкий, похожий на храм. Многоголосый вокал звучит детально и спокойно — многие даже неплохие усилители в погоне за деталями начинают выдёргивать их из контекста. Трек 12 с диска [4]. Динамика церковного колокола не пугает, зато фантомы затухающих послезвучий почти зримо качаются между колонками, как маятник старых часов. Японский барабан (трек 11) звучит довольно сдержанно. Всё же это больше орудие психологического воздействия, а здесь — музыкальный инструмент. При наличии навесных конденсаторов (нарочно ещё раз подключили) мощи у него сразу прибавляется, хотя напугать он всё же не в силах. В общем, если к симметрии подойти с фантазией, от FPS можно добиться многого...

Выходной мощности для фронтов тут с запасом, даже для работы с сабвуфером достаточно, получится как минимум 400 Вт в мосту (4 Ом). Приращение мощности с переходом на нагрузку 2 Ом составило 81% — такие показатели чаще встречаются у эспиэльных усилителей. А ведь верно говорят: хороший источник питания — половина успеха. Поскольку запас мощности налицо, мы испытали усилитель и на высокоомную (для car audio) нагрузку. График свидетельствует: имеет смысл. Мощность на 8 Ом составляет больше 60 Вт RMS (при КНИ = 1%), искажения во всём рабочем диапазоне выходной мощности не превышают 0,03%, а известные пироги и пышки, сопровождающие работу на 8 Ом (улучшение демпфирования и пр.) никто не отменял.

Частотный диапазон поверху далеко не самый широкий, хотя быстродействие — на уровне. По переходному затуханию я привожу на этот раз три значения, те, что в скобках, соответствуют каналам из разных групп (3 и 1/3 и 2). Судя по всему, проблема в цепях, связанных с коммутатором входов. Так что максимальное разделение именно между каналами из своей группы (Л-П), а потому при би-ампинге имеет смысл подключаться традиционным образом — к входам 1/2. Симметрия усилителя в таком случае послужит иным целям, нежели максимальная идентичность стереоканалов — сведёт к минимуму взаимное влияние каналов, работающих в разных частотных полосах. При подключении ёмкостной нагрузки потребляемый ток на несколько процентов падает, в выходном сигнале изменения обнаружить не удаётся.

Очень хотелось в ходе измерений обнаружить разницу в поведении усилителя, обусловленную наличием дополнительных ёмкостей, инструментально. Для этого мы даже зафиксировали воспроизведение коротких импульсов с частотой следования 1600 Гц. Амплитуда была установлена до начала ограничения (при отсутствии «бустеров»). Однако осциллограммы оказались неотличимы, слух всё же — инструмент более чувствительный.

Фильтр НЧ перестраивается (в две ступени, как вы помните) от 61,0 до 521 Гц либо от 545 до 4570 Гц. На нижнем диапазоне добротность несколько выше баттервортовской, отсюда эксцесс 0,3 дБ и крутизна спада 12,3 дБ/окт. На верхнем диапазоне у нас (то есть у них) чистый Баттерворт с измеренной крутизной 11,6 дБ/окт. У фильтра ВЧ добротность несколько меняется, соответственно, меняется и крутизна: от 11,0 до 11,8 дБ/окт. на нижнем диапазоне и от 10,6 до 12,0 дБ/окт. — на верхнем. Впрочем, эти изменения имеют больше умозрительное, нежели практическое значение, форма АЧХ остаётся достаточно стабильной. Диапазоны перестройки фильтра ВЧ: 52,2 — 475 Гц и 502 — 4550 Гц. Для порядка мы дали также характеристики полосовых фильтров в двух крайних положениях регуляторов (оба на минимум и оба на максимум). Естественно, доступны и все промежуточные варианты АЧХ.

  • Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 128/231
  • Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,042/0,061
  • Входная чувствительность, В 0,22 — 5,8
  • Отношение сигнал/шум, дБА 92,5
  • Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 73/(54/70)
  • Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 13 — 24000
  • Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 10,7
  • Ток холостого хода, А 2,0
  • Габариты, мм 417 х 250 х 53


    У нас в каталоге:




    Источник: Журнал «Автозвук»


  • Информация

    С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

    Акции

    Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

    Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупке в нашем магазине!

    Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

    Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

    Новости

    2021-05-12
    Акустика BLAM: BLAM LT 25, BLAM MS 3.55, BLAM MS 4N24, BLAM TS 20HR, BLAM TS 25HR, BLAM TS 28, BLAM WS 6.300, BLAM WS 6.80+, BLAM WS 6.85, BLAM WS 6N45.

    2021-05-11
    Усилители мощности ESX: ESX HXE1000.1D, ESX HXE2000.1D v2, ESX HXE750.5, ESX Q-Four v2, ESX Q-Four v2 (24V), ESX Q-One v2, ESX Q-One v2 (24V), ESX QS-Two-ISO.

    2021-05-08
    Магнитола Pioneer DMH-A240BT.

    2021-05-01
    Акустика Audison Prima AP 2 MV.

    2021-05-01
    Усилитель мощности ESX SXE250.4.

    2021-04-26
    Сабвуферы Deaf Bonce: Deaf Bonce Apocalypse DB-3012R D1, Deaf Bonce Apocalypse DB-3012R D2, Deaf Bonce Apocalypse DB-3015R D1, Deaf Bonce Apocalypse DB-3015R D2, Deaf Bonce Apocalypse DB-3512R D1, Deaf Bonce Apocalypse DB-3512R D2, Deaf Bonce Apocalypse DB-3515R D1, Deaf Bonce Apocalypse DB-3515R D2, Deaf Bonce Apocalypse DB-4515R D1, Deaf Bonce Apocalypse DB-4515R D2, Deaf Bonce Apocalypse DB-4518R D1, Deaf Bonce Apocalypse DB-4518R D2.

    Почитать

    Компактный, но серьёзный
    Тест сабвуферного 1-канального усилителя Alpine S-A60M

    Как это сделано. Из первых рук
    Большое интервью с Алексеем Нутрихиным, разработчиком усилителей Korkunoff Audio

    Разные размеры, похожие характеры
    Тест 6-канального усилителя Musway SIX100 и 2-канального Musway P2

    Внезапно
    Тест «гибрида» Bluetooth-системы и активного автомобильного сабвуфера JBL BassPro Go

    Одно решение для нескольких задач
    Тест 3-полосных компонентных акустических систем Hertz MPK 163.3

    Посмотреть

    Достойный звук для Audi Q7 второго поколения

    Напористая музыка для Mazda CX-5

    Приятный звук в Mercedes E class (W213)

    Аудиосистема для Land Rover Range Rover Sport

    Аудиосистема для водителя в Volkswagen Transporter T6

    Процессорная аудиосистема для Mercedes E class (W238)

    Полная шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan X-Trail (T30)

    Полная шумоизоляция, замена акустики и установка камеры заднего вида в Suzuki Jimny 2020

    Новое на форуме

    Здравствуйте Хочу хорошую 3-ку для себя не для соревнований. Авто Mitsubishi Pajero 3. Стоит сейчас: Голова Alpine ute92bt Фронт Audio system X165 evo Усь на фронт Eton ecc500.4 (немного ему . . . . .

    Машина Киа Рио 2018 года бюджет 30000 на аппаратуру что посоветуете из магнитол процессорных и двухкомпонентной акустики на фронт . ? Ещё много информации на ютьюбе что 1din или 2 DIN магнитолы . . . . .

    Прошу помощи в организации подключения! Имею: Morel Elate Titanium 902 Helix G TWO Moel MPS 4.400 ГУ Alpine CDE-193BT Pioneer 80PRS моноблок Audio system italy ad 850 Сабвуфер Morel Pr . . . . .

    Всем здравия! Ну вот наконец подобрался до выбора и покупки усилка под саб. Саб ESX SX1240 в зя ~20 литров. Главные кандидаты: Audio System R 1250.1 D и ESX SXE2800.1D. Выбрать esx будет логичнее, ка . . . . .

    Всем привет! Слушал Morel Tempo 6 с комплектными кроссоверами от DLS XM20, Alpine UTE-92BT - в целом звук устраивал, но не хватало возможности забраться ниже и свести с сабом. Сейчас стоит задача под . . . . .

    Здравствуйте. Подскажите KENWOOD KMM-304Y какой характер звучания ближе к чему пионер альп жвс или свое в России кенвуд и jvc одно совместное.Может и звучание как у дж . . . . .

    Всем привет! Подскажите, подключил фронт к усилителю, появился фон на заведеную машину. Проверил линейные провода, сами линейники, все в норме. Вычитал, что есть такие шумоподавители на линейные п . . . . .

    Доброго дня) вопрос по замене вч (ставил комплект jbl670gti). Комплектные твитеры из нового комплекта оказались не рабочими. Усиление Eton mini 150.4 dsp. Вопрос в том, что было бы предпочтительнее в . . . . .

    Ваши отзывы

    Акустика CDT Audio ES-62.5 → Нет средних. Зря Купил . . . . .

    Усилитель Helix H 400X Precision → Очень классный усь по звуку. После еоса, как будто акустику поменял. Хоть и еос тоже не плох. Но немцы на самом деле уме . . . . .

    Акустика Morel Maximo 6 → Даже не знаю, с чего начать... Негативные эмоции просто зашкаливают. 7000 рублей тупо выкинул. В начале построения свое . . . . .

    Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAB-300.4D Atom → Ужасно фонит!!! Поставил другой усилитель,фон пропал!!! . . . . .

    Сабвуфер Kicker 43CWRT121 → Низов под нигеров мало, так это из за малого объёма ЗЯ подозреваю. . . . . .

    Акустика Morel Maximo 6W → Полнейшее недоразумение, а не динамики. Поставил себе в машину, и понял, что морельки звучат гораздо хуже, чем штатные . . . . .

    Автомагнитола Alpine UTE-80B → Отличный звук, прекрасно подошла для отечественного авто. Подобрал задние колонки к ней, вобщем всё хорошо, НО! Не могу . . . . .

    Усилитель Sony XM-N502 → Не знаю, как вы его для сабов ставите. Это двухканальник, он должен раскачивать только динамики, а не сабвуферные головк . . . . .

    Ваши установки

    Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

    Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

    Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

    Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

    Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70