Четырёхканальный усилитель Focal FPS 4160

Мне понятно, почему многоканальный звук, при его очевидной технологической авантажности, не вызывает к себе столь же трепетного отношения, на грани поклонения (а то и за гранью), как классическое стерео.

Нет в многоканальных системах гармонии, присущей чистому стерео. Там всё какое-то разнопегое, а здесь — два одинаковых канала, которые по концепции стереофонии должны воспроизводить разное (иначе довольно было бы и одного), но чтобы разное было именно настолько разным, чтобы передать заложенное в запись и в музыку (что не совсем одно и то же). А для этого всё, что можно, в двух каналах должно быть одинаковым. Всегда ли это удаётся? Да почти никогда, если специально не постараться. Так, наверное, рассуждал, сидя за рюмкой Kir de Dijon (2/3 Bourgogne Aligote, 1/3 Creme de cassis, впрочем, кому я рассказываю...) на веранде кафе в Сан-Этьене Жак Мауль (или назначенное им лицо, на рецепт напитка это не влияет), замышляя новую серию усилителей Focal Power. Ибо главное отличие этих усилителей от их фирменных предшественников — подчинение требованию максимальной симметрии. Это открытым текстом сказано в названии серии — Focal Power Symmetric, что видно немедленно после распаковки усилителя.

Корпус совершенно, даже подчёркнуто симметричен, относительно одной оси, разумеется. На этой оси располагается встроенный вентилятор охлаждения, с тем, надо полагать, чтобы и условия охлаждения у обеих половин были идентичными. По качеству исполнения и отделки усилитель выглядит более породисто, нежели уже знакомые нам его «родственники» из серии Solid, что, в общем, находится в полном соответствии с фирменной субординацией. Компоновка, по нашей терминологии, «итальянская», а тот факт, что она свойственна также и для «Фокалов», на терминологию не влияет, кто первый придумал, того и тапки. Занимающий стратегическую позицию на корпусе вентилятор включается по своему усмотрению и по мере необходимости. Три боковые грани сплошь заняты литыми радиаторами Т-образной формы. По среднему сечению радиаторов располагаются щелевые отверстия для выхода воздуха, при такой конструкции, чтобы заблокировать охлаждение неудачной установкой, надо очень уж постараться. Насколько можно судить, только в этом, крайнем и нерасчётном случае мощного оребрения радиаторов может не хватить для естественного охлаждения, по крайней мере, в ходе наших испытаний и слушаний вентилятор не включался ни разу. Силовые зажимы принимают кабель до 11 мм в диаметре, акустический кабель может иметь диаметр вполовину меньше, то есть до 5,5 мм. Номинал предохранителей… ну вы и сами видите.

Отверстия для крепежа закрыты сверху резиновыми заглушками. Аналогичные заглушки снизу снабжены отверстиями для крепежа и одновременно являются своего рода ножками. Пара резиновых опор увеличивает габаритную высоту (по сравнению с высотой корпуса) на 6 мм. Опоры позволяют ограничить спектр передаваемых на усилитель вибраций, как показывает практика, такой подход, действительно, помогает улучшить прозрачность звучания на середине.

Название Focal Power Symmetric относится не только к экстерьеру, это было бы поверхностно во всех смыслах. Усилитель построен симметрично и внутри, это, разумеется, главное. Платы каналов 1/2 и 3/4 не одинаковые (это было бы обычно), а являются зеркальным отображением друг друга, а значит, все соответствующие элементы двух схем находятся в одинаковых условиях. Зеркальные тут даже платы фильтров. И даже платы источников питания (у каждой пары каналов свой, общие у них только силовые зажимы). Одним из немногих отклонений от зеркального принципа является схема управления скоростью вентилятора. Плюс ещё гнездо для подключения дистанционного регулятора (входит в комплект), которое расположено на половине каналов 3/4. Естественно, дистанционный регулятор управляет только уровнем этих каналов. Здесь же находится и выключатель Fader, который соединяет входы каналов попарно так, чтобы усилитель мог работать с двумя входами.

Фильтры здесь исчерпывающие. Пределы перестройки от 50 до 5000 Гц (в два диапазона). Фильтры ВЧ и НЧ перестраиваются независимо и могут быть включены одновременно. Увидев на корпусе обозначение среднего положения переключателя BP, я возомнил было, что уже всё знаю: Bypass, типа. Оказалось, знаю пока не всё (эта фаза наступит позже). BP — это режим полосового фильтра во всей его красе, а значит, фильтры не будут служить ограничивающим фактором при подключении би-ампингом любой акустики.

А что будет? Давайте поглядим. При компоновке, которую можно назвать Double Stereo, естественно было бы левый и правый каналы подключить к правой и левой половинам усилителя. Однако фильтры регулируются одновременно для каналов 1/2 и 3/4. Кроме того, если у нас стерео, то и входов надо использовать два, но тогда соединяются попарно входы двух усилителей из левой и правой половин. То есть если вам надо Double Stereo, надо будет не только использовать разветвитель Y-типа, но и оставить без работы замечательные фильтры усилителя. Вероятность такого варианта использования, прямо скажем, невелика, но существует. Для эстетов и перфекционистов. Решив стать на время таковыми, перед прослушиванием мы подключили акустику би-ампингом и с обходом фильтров (использовали пассивные фильтры самой акустики), но обычным образом, задействуя входы 1/2. Что наслушали — немного позже, сейчас надо сказать об интересной особенности FPS. В качестве опции к усилителям этой серии предлагаются блоки фильтрующих конденсаторов для источника питания, имеющие обозначение FPS High-Cap. «В смысле — буферные ёмкости? Эка невидаль», — скажет иной читатель. Ответим иному: отнюдь. Внешние ёмкости — атрибут не первичной (где 12 В с борта), а вторичной цепи источника питания, где несколько иные напряжения, а ёмкостей — две, по одной в плюсовом и минусовом плечах. Поэтому «ёмкостные бустеры» с усилителем соединяются четырёхконтактным приспособлением на недлинном кабеле (25 см). В самом блоке по четыре конденсатора 3300 мкФ (по 6600 мкФ в плече) плюс схема ограничения тока заряда. Поскольку источников питания здесь два, то и внешних блока надо брать два. Впрочем, к этой логике вы должны были уже привыкнуть.

Наконец всё готово к прослушиванию. В качестве музыкального источника мы теперь берём CDпроигрыватель Bryston BCD-1, раз есть, почему не взять? В роли предусилителя используем соответствующую часть интегрального Bryston B100 SST. Контрольные громкоговорители всё те же — Monitor Reference Gold 20. Кабели тоже те же, по счастью, у нас был заготовлен двойной комплект безындуктивных ленточных акустических кабелей. Перечень дисков такой.

1. «Corelli In London. Sonate & Concerti per ? auto». SABAM, 2004.

2. Bob Brozman, «Blues Re? ex». Ruf Records GmbH, 2005.

3. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.

4. «Silence Technology Test Disc». Audio div., Matsushita, 1990.

5. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.

Чтобы определиться с влиянием FSP High-Cap, к нашему обычному списку мы добавили записи повышенной сложности [1] и [2]. С них, собственно, и начали. И вот что мы услышали.

При подключении выносных блоков неожиданным образом несколько ухудшилась голографичность звуковой картины, в т.ч. и точность пространственных образов. То есть там, где в записи присутствуют многочисленные естественные звучания — флейты, скрипки, виолы и клавесин, как в [1], или же различные гитары плюс китайские колокольчики, как в [2], спокойно можно обойтись и без «навесов». Зато присутствие этих же «бустеров» ощутимо улучшает форму баса, его партии становятся насыщеннее. Иначе говоря, без внешних ёмкостей звук деликатнее, с ними — насыщеннее и динамичнее. Какой вариант предпочтительнее? А всё зависит от того, в какой мере ваш FPS завязан на бас. В этом смысле, возможно, имеет резон не следовать до конца принципу симметрии, воспользовавшись простором для творчества на основе только что обретённого знания. Я имею в виду вот что: предположим, что четырёхканальный FPS назначен работать в системе «фронт — сабвуфер». Тогда разумным будет подключить «бустер» только к сабвуферной половине, закон не запрещает. Другой случай, 2,5-полосный фронт с пассивным делением СЧ/ВЧ. Здесь опять «бустеру» место на половине басового звена. А мы дальнейшее прослушивание проводили без внешних ёмкостей и совершенно не были разочарованы.

Звуковой образ голоса Челентано [3] чётко зафиксирован, интонации аккуратно проработаны. Звук живой, в том смысле, что при некотором опыте ясно ощущаются особенности студийной работы музыкантов. В ударе по струнам акустической гитары чувствуется каждая. Басовому барабану не хватает раскованности, он кажется осторожным. Зато в треке 10 очень ясно слышна партия гармоники на третьем плане. Надо было начать с трека 4 диска [5], там поют, хоть и на старинном, но французском, для усилителя Focal этот язык должен быть почти родным. Зал большой и звонкий, похожий на храм. Многоголосый вокал звучит детально и спокойно — многие даже неплохие усилители в погоне за деталями начинают выдёргивать их из контекста. Трек 12 с диска [4]. Динамика церковного колокола не пугает, зато фантомы затухающих послезвучий почти зримо качаются между колонками, как маятник старых часов. Японский барабан (трек 11) звучит довольно сдержанно. Всё же это больше орудие психологического воздействия, а здесь — музыкальный инструмент. При наличии навесных конденсаторов (нарочно ещё раз подключили) мощи у него сразу прибавляется, хотя напугать он всё же не в силах. В общем, если к симметрии подойти с фантазией, от FPS можно добиться многого...

Выходной мощности для фронтов тут с запасом, даже для работы с сабвуфером достаточно, получится как минимум 400 Вт в мосту (4 Ом). Приращение мощности с переходом на нагрузку 2 Ом составило 81% — такие показатели чаще встречаются у эспиэльных усилителей. А ведь верно говорят: хороший источник питания — половина успеха. Поскольку запас мощности налицо, мы испытали усилитель и на высокоомную (для car audio) нагрузку. График свидетельствует: имеет смысл. Мощность на 8 Ом составляет больше 60 Вт RMS (при КНИ = 1%), искажения во всём рабочем диапазоне выходной мощности не превышают 0,03%, а известные пироги и пышки, сопровождающие работу на 8 Ом (улучшение демпфирования и пр.) никто не отменял.

Частотный диапазон поверху далеко не самый широкий, хотя быстродействие — на уровне. По переходному затуханию я привожу на этот раз три значения, те, что в скобках, соответствуют каналам из разных групп (3 и 1/3 и 2). Судя по всему, проблема в цепях, связанных с коммутатором входов. Так что максимальное разделение именно между каналами из своей группы (Л-П), а потому при би-ампинге имеет смысл подключаться традиционным образом — к входам 1/2. Симметрия усилителя в таком случае послужит иным целям, нежели максимальная идентичность стереоканалов — сведёт к минимуму взаимное влияние каналов, работающих в разных частотных полосах. При подключении ёмкостной нагрузки потребляемый ток на несколько процентов падает, в выходном сигнале изменения обнаружить не удаётся.

Очень хотелось в ходе измерений обнаружить разницу в поведении усилителя, обусловленную наличием дополнительных ёмкостей, инструментально. Для этого мы даже зафиксировали воспроизведение коротких импульсов с частотой следования 1600 Гц. Амплитуда была установлена до начала ограничения (при отсутствии «бустеров»). Однако осциллограммы оказались неотличимы, слух всё же — инструмент более чувствительный.

Фильтр НЧ перестраивается (в две ступени, как вы помните) от 61,0 до 521 Гц либо от 545 до 4570 Гц. На нижнем диапазоне добротность несколько выше баттервортовской, отсюда эксцесс 0,3 дБ и крутизна спада 12,3 дБ/окт. На верхнем диапазоне у нас (то есть у них) чистый Баттерворт с измеренной крутизной 11,6 дБ/окт. У фильтра ВЧ добротность несколько меняется, соответственно, меняется и крутизна: от 11,0 до 11,8 дБ/окт. на нижнем диапазоне и от 10,6 до 12,0 дБ/окт. — на верхнем. Впрочем, эти изменения имеют больше умозрительное, нежели практическое значение, форма АЧХ остаётся достаточно стабильной. Диапазоны перестройки фильтра ВЧ: 52,2 — 475 Гц и 502 — 4550 Гц. Для порядка мы дали также характеристики полосовых фильтров в двух крайних положениях регуляторов (оба на минимум и оба на максимум). Естественно, доступны и все промежуточные варианты АЧХ.

  • Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 128/231
  • Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,042/0,061
  • Входная чувствительность, В 0,22 — 5,8
  • Отношение сигнал/шум, дБА 92,5
  • Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 73/(54/70)
  • Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 13 — 24000
  • Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 10,7
  • Ток холостого хода, А 2,0
  • Габариты, мм 417 х 250 х 53


    У нас в каталоге:




    Источник: Журнал «Автозвук»






  • Акции

    Желаете выбрать качественные компоненты и установить их в свой автомобиль? Вам сюда.

    Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

    Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

    Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

    Новости

    2017-06-20
    Сабвуферы Power Acoustik: Power Acoustik MOFO-102X, Power Acoustik MOFO-104X, Power Acoustik MOFO-122X, Power Acoustik MOFO-124X, Power Acoustik MOFO-152X, Power Acoustik MOFO-154X, Power Acoustik MOFOS-10D2, Power Acoustik MOFOS-10D4, Power Acoustik MOFOS-12D2, Power Acoustik MOFOS-12D4, Power Acoustik MW-10WT.

    2017-06-19
    Усилители мощности Power Acoustik: Power Acoustik MA1-2300D, Power Acoustik MA1-3500D, Power Acoustik MA4-3000D, Power Acoustik MA5-2500D.

    2017-06-17
    Акустика Infinity: Infinity PR8612cf, Infinity PR9610cs.

    2017-06-17
    Автомагнитолы Alpine: Alpine iLX-702D, Alpine INE-W710D, Alpine X802D-U.

    2017-06-15
    Сабвуферы Kicker: Kicker 42CWQ102, Kicker 42CWQ104, Kicker 42CWQ122, Kicker 42CWQ124, Kicker 42CWQ152, Kicker 42CWQ154.

    2017-06-15
    Усилители мощности Power Acoustik: Power Acoustik RZ1-1500D, Power Acoustik RZ1-2300D, Power Acoustik RZ1-3500D, Power Acoustik RZ2-1300D, Power Acoustik RZ4-1200D, Power Acoustik RZ4-2000D, Power Acoustik RZ4-3000D, Power Acoustik RZ5-2500D.

    2017-06-13
    Усилители мощности Power Acoustik: Power Acoustik GT1-1000, Power Acoustik GT1-2400D, Power Acoustik GT1-4500D, Power Acoustik GT1-6000D, Power Acoustik GT2-1300, Power Acoustik GT2-1800.

    2017-06-09
    Акустика Alpine: Alpine X-S65, Alpine X-S65C, Alpine X-S69C.

    2017-06-08
    Сабвуфер Ground Zero GZIB 200BR.

    2017-06-07
    Усилители мощности Power Acoustik: Power Acoustik EG1-10000D, Power Acoustik EG1-2500D, Power Acoustik EG1-4500D, Power Acoustik EG1-7000D, Power Acoustik EG2-1400, Power Acoustik EG4-1000, Power Acoustik EG4-1500, Power Acoustik EG5-2800.

    2017-06-07
    Усилитель мощности Kicx QS 2.160M Black Edition.

    2017-06-06
    Усилители мощности Power Acoustik: Power Acoustik BAMF1-3000D, Power Acoustik BAMF1-5000D, Power Acoustik BAMF1-8000D, Power Acoustik BAMF4-1200, Power Acoustik BAMF4-1800, Power Acoustik BAMF5-2500.

    2017-06-02
    Акустика Ural: Ural AS-PT165 PATRIOT NEO, Ural AS-PT200 PATRIOT NEO.

    2017-06-01
    Аудиопроцессоры JL Audio: JL Audio FiX-82, JL Audio TwK-88, JL Audio TwK-D8.

    2017-05-31
    Сабвуфер JL Audio 10TW3-D8.

    2017-05-30
    Усилители мощности SWAT: Swat M-1.500, Swat M-2.120, Swat M-2.65.

    2017-05-26
    Морские магнитолы Boss Audio: Boss Audio MGR350B, Boss Audio MR1306UA, Boss Audio MR1308UAB, Boss Audio MR508UABW, Boss Audio MR632UAB.

    2017-05-25
    Усилители мощности Boss Audio: Boss Audio MC900B, Boss Audio MR1002, Boss Audio MR1004.

    Почитать

    Тест коаксиальной акустики калибром 16,5 см. Hertz DCX 165.3

    Тест коаксиальной акустики калибром 16,5 см. Hertz ECX 165.5

    Тест коаксиальной акустики калибром 16,5 см. Hertz Uno X 165

    Тест коаксиальной акустики калибром 16,5 см. JBL Stage 602

    Тест коаксиальной акустики калибром 16,5 см. Ural AK-74

    Тест коаксиальной акустики калибром 16,5 см. Morel Tempo Ultra Integra 602

    Тест коаксиальной акустики калибром 16,5 см. Morel Maximo Coax 6

    Новое на форуме

    Нужен Ваш совет уважаемые форумчане. Стоит выбор из след. магнитол: 1. Alpine CDE-175r 2. Pioneer MVH-X580BT 3. Kenwood KDC-6051U Подскажите что лучше взять. . . . . .

    Нужен совет. Хочу поменять фронт MDLab SP-A17.2 на Morel hybrid 602 стоит оно этого ? Играть будут от Pioneer AVH-X8600BT уст MDLab AM-SQ150.4 . . . . .

    general1985 привет! Можешь видео снять про свой Audio System CO 650.1 и Hertz ES 300D.5 в 8ом ? В конце месяца покупаю усь к уже купленному сабу....хочу посмотреть что ждать от связки...понятно что ма . . . . .

    Подскажите есть ли адаптеры/переходники/проставки для перехода с блинов 6х9 на 16 акустику? . . . . .

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста можно ли сделать поканалку, чтобы задние колонки играли от магнитоллы? Магнитола Pioneer DEH-80PRS ,фронт Kicker QS60.2, усилок на них Mosconi Gladen AS 100.4 Silv . . . . .

    Всем привет! Мужики, подскажите, какой адаптер кнопок на руле подойдёт к ГУ JVC KD- AVX 44 ? Руль нештатный с резистивными кнопками. На магнитоле есть вход под мини Джек для управления с руля . И . . . . .

    Привет ребята!Подскажите пожалуйста какую магнитолу можно поставить на мотоцикл? Обязательно ли влагозащищенную? (будет стоять в сухом месте) Желательно с не большой установочной глубиной. И акусти . . . . .

    Добрый день! Нужен совет Профессионалов. Имеется в наличии усилитель Kicx KAP 5.1 (шестиканальный, номин.мощность при 4 Ом: 50 Вт х 5 + 150 Вт х 1, максим.мощность при 2 Ом: 120 Вт х 4 + 300 Вт х 1), . . . . .

    Добрый день! Посоветовали обратится к Вам со следующими вопросами: - есть ли у JBL free air сабвуферы!? - если нет, то что выбрать от других производителей для установки в седан . . . . .

    Добрый день. По вашим советам взял усь Art Sound XE 1K для пары сабов JL Audio 8w6. Теперь хочу заменить штатный тыл. Посоветуйте что то в бюджете до 8тр. Авто хэтч 3х дверка, гу штатка blaupunkt меня . . . . .

    Нужна помощь в подборе проводки для подключения, сам я не знаю какими должны быть, Подчёркиваю, что не хочу экономить на проводке, так как устройства могут поменяться, а провода не хотелось бы в после . . . . .

    Ваши отзывы

    Акустика Pioneer TS-C171PRS → Прозрачный , очень чистый звук. . . . . .

    Акустика Audison Prima APK 165 → Долго присматривался к этой акустике, ходил, слушал. На мой взгляд, точнее, слух, конкуренцию этой модели могли составит . . . . .

    Сабвуфер Morel Ultimo-SC124 → Отличная вещь, работает от 77 пионера через усилитель cadence, в закрытом ящтке. Авто БМВ е39, бас изумительный отсутств . . . . .

    Акустика Hertz ML 1600 → Дины супер! В двушке врят ли что с ними сравнить... Заводской клей на подвесене серьезный! Звук отличный. От 100 Гц буде . . . . .

    Автомагнитола Prology MDD-714 → Хорошая магнитола работает 7 лет все норм качает на ура все работает кулер тихий . . . . .

    Усилитель DLS XM20 → Отличный усилитель! Лучший на рынке за такие деньги! Размер очень порадовал, без труда спрятал его под сиденье. От него . . . . .

    Автомагнитола JVC KW-R400EE → Владею данной автомагнитолой уже более 4 лет. получил в подарок по заказу. Выбирал долго и тщательно бюджетную магнитолу . . . . .

    Акустика Audison Prima APK 165 → Долго думал что выбрать в пределах 20 тыс. Сначала расстроился что кроссовер маленький и только на твитерв итоге стоял в . . . . .

    Усилитель Pioneer PRS-D1200M → Пользуюсь уже 3 ил 4 года, точно не вспомню. Менять даже в мыслях нет! Отличный музыкальный усь. Работает стабильно, не . . . . .

    Сабвуфер Ground Zero GZIW 200X → Отличный сабик. В стелсе на литров 12 передает мягкий звук НЧ. Мне нравится! . . . . .

    Автомагнитола Supra SWD-703B → Через два года потух дисплей, теперь только играет. А без дисплея управлять этой магнитолой не возможно. USB не на мест . . . . .

    Ваши установки

    Акустика Morel Maximo 6 в Chevrolet Lacetti

    Акустика Eton POW 160.2 Compression в Hyundai i30

    Автомагнитола Pioneer AVH-X5800BT в Volkswagen Polo GT

    Усилитель Рязаньприбор X1 mk2 в Mersedes-Benz W211

    Автомагнитола Pioneer AVH-X8800BT в Suzuki Grand Vitara