Четырёхканальный усилитель-процессор Zapco DC 360.4

Почему автомобиль Smart так назван? Потому что он эдакий... с хитрецой. Это же слово, приставленное к другим видам техники, начинает толковаться иначе. Смартфон — это телефон с интеллектом, только короче. Так что под это, считайте, один из редчайших в нашей отрасли интеллектуальных усилителей. Я в качестве рабочего варианта измыслил словосочетание «усилитель-процессор», может, приживётся, может — нет, посмотрим.

У американской компании Zapco в нынешнем году появилась целая серия Smart усилителей, называемая Reference Digital. Но только здесь Digital означает - не импульсное усиление, названное так для солидности, а действительно цифровую обработку сигнала. Но начнем по привычному порядку.

Корпус усилителя, как вы можете видеть по таблице, довольно крупный, в особенности учитывая относительно скромные заявленные мощности (4 х 50 Вт или 2 х 180 Вт мостом на нагрузке 4 Ом). Разгадка простая — примерно половину корпуса занимает радиатор. То есть наружу открывается лишь часть оребрення, внутри корпуса еще столько же. Проведите мысленно «ватерлинию» по корпусу через верхний угол крыши здания на фирменном логотипе, всё, что выше, это и будет радиатор. Для выхода потока воздуха в торцевых стенках предусмотрены окошки, а внутри (по центру) установлен вентилятор, если усилитель находится в стесненных условиях, это будет полезно.

Компоновка итальянская, в том смысле, что все входы-выходы разместились вдоль длинной стенки корпуса. Настроек, по крайней мере в привычном виде, тут нет никаких. Плавкая вставка имеет номинал 30 А, уж и не знаю, хватит ли его, если усилитель будет отдавать свои 360 Вт в нагрузку. (Reference Digital, напомню, работают в обычном классе АВ, и с точки зрения схемы во многом повторяют серию Reference.) Сильноточные зажимы наклонены под углом 45 градусов и принимают зачищенный кабель калибром до 8 или 6 мм.

Дальше чуть сложнее. И интереснее. Усилители Reference Digital оснащаются только балансными (симметричными) входами — они собраны попарно в гнездо Mini-DIN6". Также они комплектуются коробочками драйвера балансной линии Simbilink, попросту говоря, преобразователями несимметричного сигнала (с разъемов RCA) в симметричный. У четырехканального усилителя таких коробочек две. У каждой с помощью пары джамперов можно выбрать коэффициент передачи драйверов: 1, 2 или 4 (0/+6/+12 дБ). И это единственная аналоговая регулировка. Питание на коробочки драйверов передается по тем же гнездам Mini-DIN, так что задействованы все шесть проводников. Такие провода даже в столицах найти совсем не просто, а в комплект они не входят. Имеет смысл провода приобрести фирменные, Zapco, хотя номенклатура длин не фантастическая: 0,3 и 4 м. Ещё одна интересная штука — Intelligent Rail Voltage Control, то есть интеллектуальное управление напряжением питания. При работе на низкоомную нагрузку надо воспользоваться соответствующим переключателем, и напряжение питания понизится. Предусмотрен специальный индикатор, сигнализирующий о том, что импеданс признан низким. Усилитель, кстати говоря, допускает работу на 0,5 Ом. При работе на резистор 2 Ом индикатор ничего нам не сказал, поэтому переключателем мы не воспользовались. А дальше так. Аппарат настраивается либо но кабелю USB от компа, либо от специального программатора DRC-SL. Несколько усилителей могут включаться при настройке «гирляндой», для чего у них предусмотрены входы и выходы с гнёздами телефонного типа. Для идентификации усилителей в такой цепочке каждому присваивается свой адрес при помощи наборного переключателя DIP. У нас усилитель один, вопрос идентификации не актуален, так что подключаем компьютер и выходим в заранее установленную программу настройки. Красиво, однако, и, главное, интуитивно понятно. Любопытно (и похвально), что программа сама опознала тип (число каналов) аппарата и лишних вопросов не задавала.

В программе предусмотрено два режима: Restricted user mode позволяет посмотреть настройки, но не даёт ничего изменить. Это можно, только если войти в режиме администратора, с паролем. Теперь можно всё. I Встраивается пара каналов одновременно либо каждый канал персонально. В программе три модуля: EQ, X-OVF.R и QBASS. Идём ПО порядку. EQ— это 10-полосный параметрик, мечта профессионала. В каждом из полос 37 (!) значений центральных частот от 10 Гц до 20 кГц. Если и этот перечень для нас узок, вы вольны ввести вручную любое целое число (от 10 до 23900 Гц), скажем, 31 или 19889 Гц. Для добротности предусмотрено 12 значений, от 0,5 до 6,о. И здесь в качестве бонуса вы можете ввести целую добротность до 9 включительно. Усиление/ослабление до ±18 дБ с шагом 1 дБ. Кроме обычной эквалайзерной характеристики «горкой» (в интерфейсе программы — PEAK), можно задействовать и режим shelf, то есть подъем (или понижение) АЧХ вверх (H-SH) или вниз (E-SH) от выбранной частоты, немного похоже на регулятор тембра, но с возможностью изменения и частоты перегиба, и добротности. На значения центральных частот система ограничения не накладывает, так что вы можете на одну и ту же частоту настроить и «эквалайзер», и «тембр».

X-OVER. Здесь те же 37 частот «заводских» и 23891 «пользовательских», то есть опять от 10 до 23900 Гц. Тип фильтров — ВЧ (HP), НЧ (LP) или полосно-пропускающий (BP). Характеристика либо Баттерворта, либо Линквица. Крутизна от 6 до 24 дБ/окт. QBASS — ЭТО басовый регулятор, заводской список из 27 центральных частот охватывает диапазон от 20 до 150 Гц. Но вручную вы можете опять же задать любое из 23891 значений частоты. Главное отличие от эквалайзера в том, что здесь предусмотрен только подъём (до 18 дБ), но не затухание.

Дальше по мелочам. У регулятора чувствительности я насчитал 41 позицию с шагом примерно по 0,7 дБ. Диапазона два, либо от 0,25 до 2,5, либо от 1 до 10 В. Плюс ешё выходной регулятор (Level) — от о до -127 дБ. Зачем? Насколько я понимаю, если будет установлен программатор DRC-SL, с его помощью можно управлять громкостью всех усилителей. Да, чуть не забыл, если есть процессор, то должна быть и временная задержка. Величина ее изменяется от 0 до 22 мс с шагом 0,1 мс, значение задержки показывается не только в миллисекундах, но и в дюймах и миллиметрах, последнее, учитывая американское происхождение софта — неожиданно и очень мило. Для сохранения комплекта настроек предусмотрено пять энергонезависимых пресетов и одно временное «хранилище».

Перед прослушиванием все настройки (кроме чувствительности) сбрасываем на ноль и подбираем список дисков. 1. Creedence Clearwater Revival, «Willy and the Poorboys». Analogue Productions, 2002. 2. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003. 3. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991. 4. "Silence Technology Test Disc». Audio div., Matsushita, 1990. 5. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан. 6. Charles Mingus Sextet with Eric Dolphy. 2CD. Blue Note, 2007.

Используемую аппаратуру я здесь перечислять не буду, интересующиеся могут обратиться ко второму одиночному тесту усилителя в этом же номере.

Начинаем с родной для Zapco американской музыки [1]. Сразу отмечаем аккуратный и чёткий тембр медных ударных и удивительно точную фокусировку вокала Фогерта. Ладно, протокол соблюден, можно идти дальше, в Англию. Диск [2], конечно — «Мопeу». Чёткость постановки ударных не подвержена влиянию мощного баса, это уже радует. А вот вокал под его напором проявляет нерешительность и порой как будто отступает. Правда, это становится заметно лишь на очень конкретной громкости. Диск [3], вступление первого трека. Протяжённый и, главное, непрерывный задник сцены. А вот хлопки звучат не совсем свободно, динамика ударных кажется несколько нарочитой, а удары по струнам акустической гитары (это уже трек 10) чуть приглажены. Но постановка сцены опять же достойная, колонки как будто растворяются в её пространстве. Теперь вернёмся к обязательной программе — трек 13 с диска [4]. Разрывам фейерверка определённо не хватает резкости. Вокал на треке 4 диска (5) мягкий и плавный, но всё же чувствуется некоторая отстранённость от слушателя. Хотя ясность многочисленных вокальных партий остаётся на высоте, ощущение соучастия не возникает. В треке 10 чётко слышна работа большого оркестра, но повествовательная взаимосвязь инструментальных групп не всегда очевидна. А теперь второй из дисков [6], второй трек. Щипковый контрабас тут вполне узнаваем, но нет в нём роскошной акустической избыточности, которая отличает эту запись, а саксофон (как раз сам Мингус] играет как будто сам по себе, а не в команде.

Мощности, в общем, не запредельные, но до сих пор мы считали, что от 60 Вт (4 Ом) - это нормально и нет никакого резона менять позицию на этот раз. Нелинейные искажения на 2 Ом ниже, чем на 4. так иногда случается. Но там и там уровень искажений достаточно низний. Относительный уровень шумов мы измерили даже дважды, поскольку Zapco специфицирует этот показатель без использования фильтра А. У нас уровень шумов получился несколько выше, просто у нашего прибора полоса 50 кГц, и он «ловит» как минимум частоту дискретизации DSP (48 кГц). Диапазон перестройки чувствительности беспрецедентный, 67 мВ получается, когда процессор установлен на максимум чувствительности, а входной драйвер работает с коэффициентом передачи 4 (+12 дБ). Переходное затухание между двумя из каналов (конкретно между 1 и 3) вышло несколько ниже, чем можно было ждать от столь зрелой разработки. Частотный диапазон поверху ограничен фильтром ЦАП. Скорость нарастания выходного сигнала весьма низкая, хотя изготовитель гордится тем, что усилители у него самые быстрые в отрасли. Тут можно сказать лишь одно: усилители сами по себе (как в серии Reference) могут быть быстрыми, но скорость нарастания ограничена фильтром ЦАП. Осциллограммы мы даже не приводим, прямоугольный сигнал 20 кГц воспроизводится как хорошая синусоида, поскольку перная же высшая гармоника (40 кГц) начисто подавляется фильтром.

  • Процессор с безграничными возможностями
  • Продуманный настроечный интерфейс
  • Ограниченная номенклатура кабелей
  • Мечта профессионала

    Источник: Журнал «Автозвук»


  • Акции

    Желаете выбрать качественные компоненты и установить их в свой автомобиль? Вам сюда.

    Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

    Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

    Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

    Новости

    2017-12-10
    Магнитолы JVC: JVC KD-R491, JVC KD-R492, JVC KD-R494, JVC KD-R691, JVC KD-R792BT, JVC KD-R794BT, JVC KD-R891BT, JVC KD-R992BT.

    2017-12-08
    Усилители мощности Audio System: Audio System HX 175.2, Audio System HX 175.4, Audio System HX 265.2, Audio System HX 85.4.

    2017-12-07
    Акустика Ural: Ural AS-D165 ARMADA NEO, Ural AS-D200 ARMADA NEO, Ural AS-D30 ARMADA NEO.

    2017-12-06
    Автомагнитолы Pioneer: Pioneer AVH-A100, Pioneer AVH-A101, Pioneer AVH-A200BT.

    2017-12-04
    Магнитолы JVC: JVC KD-X153, JVC KD-X155, JVC KD-X355.

    2017-12-03
    Сабвуферы Helix: Helix K 10E, Helix K 10W, Helix K 12E, Helix K 12W.

    2017-12-02
    Акустика Ural AS-W87M SQ.

    2017-12-01
    Усилители мощности Focal: Focal FDS 1.350, Focal FDS 2.350, Focal FDS 4.350.

    2017-11-28
    Акустика Ground Zero: Ground Zero GZCW 12.1200-PRO, Ground Zero GZCW 15.1500-PRO.

    2017-11-28
    Усилитель мощности Mosconi Gladen Pro 5/30.

    Почитать

    Зимний кубок SQC Club

    Kenwood KDC-320UI

    Акустические системы Champion

    Сабвуфер Focal Performance Expert P25FS

    Усилитель Steg STD401D

    Сабвуферы JBL STAGE

    JVC KW-X830BT

    Новое на форуме

    Всем привет! Друзья, подскажите: хватит ли усилителя Eton SR 60.4 для Morel Tempo Ultra 602? подключение через родные кроссоверы и еще саб мостом пойдет... . . . . .

    Всем привет. Автомобильный усилитель (4 канала) Alpine BBX-F1200 какой к нему взять саб Alpine swt12 s4 или JBL Bandpass GT 12BP ??? . . . . .

    Вот в общем как получается: на видео одна машина, усилок audio system x-80.6 настройки одинаковые, гейн саба одинаковый, чуть баланс иной между задними и передними колонками(на сабвуфер не влияют данн . . . . .

    кто что скажет про акустику Alpine X-S65C? . . . . .

    Посоветуйте, пожалуйста хороший музыкальный саб 10ку до 11000р чтоб играл мягко, чисто, бухи дребежания не надо. Спасибо. . . . . .

    Вопрос к профи-знатокам, если вот такую систему собрать, как она будет звучать, совместима ли? Фронт: миды Hertz ML 1650.3 + вч Morel MT350 + саб Helix K10W, усилитель 4x канал Audisystem R110.4 . . . . .

    Подскажите, как будет играть сабвуфер MTX RT12-04 в коробе Box SBG 12 с фазиком и какой у него обьем ? Просто брать короб Box MTX 12 не хочется из-за большого размера, да и он уже был у меня, а ЗЯ Box . . . . .

    Здравствуйте, подскажите что делать с тылом? Авто суперб 1, в данный момент стоит два усилителя один 4 канальный Kicx QS 4.95 питает штатную акустику)), и kicx qs 1.350 моноблок подпитывает саб Альпа . . . . .

    Ваши отзывы

    Акустика DLS Scandinavia 3C → Динамики действительно хороши. Изготовил литровые корпуса и установил в панель (тарпеду). В итоге играют на отражение о . . . . .

    Автомагнитола LG LCS320UB → Отличная автомагнитола со мной 5 лет - 150 000 пробега в любую погоду и мороз 42 градуса ни разу не подвела. Ни одного с . . . . .

    Автомагнитола JVC KD-G227 → Данный аппарат с 2012г.Все нормально.Плохо нет USB гнезда,нельзя применять флэшку или другие носители. . . . . .

    Акустика CDT Audio CL-69X → Хорошая тыловая акустика за эти деньги! Купил когда то давно, установил в заднюю деревянную панель...Впоследствии собрал . . . . .

    Усилитель Boss Audio R2400D → Прекрасный усь за свои деньги!Сжег мне два урала титаниума!)))) . . . . .

    Автомагнитола Alpine CDA-9887R → До нее стоял Пионер 77, Альпайн хуже, попахивает китайщиной, всем кто его хвалит рекомендую - подключаем на выход акусти . . . . .

    Акустика MTX TX265S → Логан фаза 2, ГУ Sony CDX-GT560UE, вибра (внутренняя и наружная) дверей, и наружная задней полки, слушаю все подряд от н . . . . .

    Акустика MTX TX265S → Логан фаза 2, ГУ Sony CDX-GT560UE, вибра (внутренняя и наружная) дверей, и наружная задней полки, слушаю все подряд от н . . . . .

    Ваши установки

    Сабвуфер Focal Access BombA BP20 в Skoda Octavia A7

    Автомагнитола Sony XAV-68BT в Mitsubishi Lancer X

    Усилитель Phantom PA 604 в Toyota ist NCP60

    Усилитель SWAT MDX-55 в Toyota ist NCP60

    Усилитель DLS MAD15 в Volkswagen Passat B6 Variant