Сабвуфер Audison ТН10 basso

Я же про другое. Мы привыкли, что все (или почти все) технические ухищрения в автомобильном сабвуферостроении направлены на решение двух задач: обеспечить выживаемость головки при возможно более высокой (в идеале — при любой возможной) приложенной мощности и позволить ему выполнять свою задачу в как можно более компактном оформлении.

Первая задача выглядит наиболее логичной для сабвуфера, предназначенного для спортивных ристалищ, но по целому ряду технических причин в нашей отрасли именно эспиэльные монстры обладают не только наиболее совершенными конструкциями (для них это просто средство выживания), но и хорошими звуковыми задатками. Жёсткие диффузоры способствуют снижению искажений, повышенный ход диффузора означает и повышенную линейность при ограниченных амплитудах как принято считать, человеческое ухо малочувствительно, к тому же у эспиэльного саба, рассчитанного на лютый ход диффузора, таких гармоник, как правило, немного. Отсюда следует естественный (вроде бы) вывод: к чему париться?

Однако сабвуферы богатырских пропорций небезупречны, как и было сказано. Есть ряд специфических искажений, присущих именно тяжело нагруженным головкам. Во-первых, так называемая динамическая компрессия: при нагреве катушки её омическое сопротивление растёт, в результате при том же напряжении уменьшается ток и, как следствие, падает звуковое давление. В лабораторных условиях, когда головка воспроизводит басовый тон непрерывно, звуковое давление начинает падать, мы это систематически видим при испытаниях. В условиях реальной эксплуатации на музыкальном сигнале это тоже сказывается на качестве звучания, просто обнаружить и оценить эффект труднее. Одно лекарство от этой «болезни» известно давно: четырехдюймовые катушки нагреваются намного меньше, и при «нормальных» громкостях динамическая компрессия проявляется у них в меньшей мере. Значит, опять надо взять эспиэльный сабвуфер и ни о чём не беспокоиться?

А вот с этим что делать? С модуляцией магнитного поля в зазоре полем звуковой катушки? Через катушку течёт ток, согласны? (Если не согласны, давайте сюда сабвуферный усилитель, вам он не нужен, а мы найдём куда пристроить.) А если это большой ток, то создаваемое им магнитное поле может стать соизмеримым с полем, создаваемым магнитной системой, и тогда — прощай славная модель движения проводника в магнитном поле, искажение формы сигнала становится неизбежным.

Кстати, слышали, наверное, ортодоксальные аудиофилы: прутся от древних головок с магнитами из сплава алнико? Это не от ностальгии (или не от неё одной), просто кривая намагничивания у алнико такая, что поле катушки на величину потока влияет намного слабее, так что не такие они уж и тёмные, ортодоксы-то... А вот для магнитов из феррита, и в особенности из неодима (на самом деле из что такие сабвуферы безупречны, просто часто они оказываются очень неплохи для музыкальных целей. Второе из приоритетных направлений как будто и нет смысла оспаривать, в машине лишнего места не бывает. Беда только, что решение как первой, так и второй задачи со всей определённостью накладывает ограничения на чувствительность головки. Получается так, что если головка допускает работу на чудовищной мощности, то, хочешь не хочешь, изрядную часть этого «чудовища» изволь ей предоставить.

Вопрос о качестве звучания на басах индустрией в последнее время ставится как-то неявно, исподволь и застенчиво. Отчасти для этого есть основания. Высшие гармоники (то есть продукты нелинейности) на среднем басе сабвуфер в немалой мере подавляет просто в силу ограни ченности своего частотного диапазона. Скажем, третья гармоника от 8о до 240 Гц в мощном сабвуфере уже будет заметно подавлена. К «гармошкам» от низкого баса (40 — 50 Гц),сплава неодим-железо-бор), проблема модуляции вполне актуальна. И если в мидбасах высокого разбора не так уж редко принимаются конструктивные меры для ограничения упомянутого эффекта, то в сабвуферных головках этим, кажется, никто не занимался. До сих пор, по крайней мере.

Если пойти ещё дальше, то магнитное поле, воздействующее на катушку, можно трактовать как механический привод, связанный с диффузором посредством упругой связи; чем ниже чувствительность головки, тем меньше жёсткость упругой связи, тем, образно говоря, «пружина», мягче. Получается, что у головок с низкой чувствительностью точность «следования» диффузора за магнитным полем ниже, и у динамика, претендующего на высокую точность, чувствительность, долж-на быть по возможности высокой. ' И вот тут эспиэльным бас-машинам остаётся только курить табак.

А теперь можно вернуться к тому, с чего начинали: вся серия Thesis (ещё с тех пор, когда она была не серией, а усилителем HV venti) создавалась с целью обеспечения бескомпромиссного качества звука, — все остальные соображения рассматривались как второстепенные. Естественно, сабвуфер, при разработке которого во главу угла были поставлены те же соображения, просто не мог быть «как все».

То, что не «как все», трудно не заметить. Такого красавца индустрия ещё не видела, здесь к курению табака могут приступить самые претенциозные проекты прошлого. Серия Thesis следует своей внутренней логике не только в конструкции, материалах и технологиях. Логика и в безальтернативности компонентов серии. Мидбас saxo («A3» №9/2008) — вот он, единственный, мидрейндж voce — тоже один. Общий принцип: задача решается один раз и капитально. По этой же логике единственный сабвуфер Thesis basso имеет калибр lo дюймов. Всё просто и логично: для музыки, даже для громкой музыки, ю дюймов хватает, и не одно поколение автозвуковых чемпионов это уже доказало.

Красавец, договорились. Только в этом ли дело? При внимательном изучении Thesis basso приходится признать: всё, что у него сделано красиво, сделано не для красоты. Вот, скажем, диффузор. Elettromedia любит и умеет работать с самым акустически честным материалом — целлюлозой. Мы с вами знаем немало конструкций сабов, где используется длинноволокнистая целлюлоза, правда такие диффузоры получаются довольно тяжёлыми. Для сабвуфера basso (и других головок серии Thesis) материал диффузора был разработан сызнова. Он носит название X-Pulp, состав — известный, химиков к работе не привлекали, это целлюлоза и стекловолокно. А вот технологов — привлекали, в результате родился процесс отливки целлюлозного диффузора на армирующий слой из неупорядоченного стекловолокна.

От такого материала удалось получить достаточную жёсткость при гораздо более скромной массе плюс редчайшие характеристики внутреннего демпфирования. Прозрачный центральный колпачок (75 мм), конечно, имеет V-образную форму и изготовлен из поликарбоната (фирменное обозначение Polycrystal). Это красиво, но, как мы увидим позже — тоже для дела. «Корзина» сабвуфера basso может так называться только в силу отсутствия другого названия. Может, попробовать supporto del cono suono? Как-то больше похоже на высокую моду...

Предмет высокой моды — сборная конструкция, включающая в себя точёный корпус магнитной системы и литой диффузородержатель. Между собой эти две детали соединены восемью шпильками, которые закрыты нарядными «полутрубками». Если кто ещё не понял, о резонансах в такой конструкции говорить попросту не имеет смысла, а «нарядные» на самом деле ещё и аэродинамически безупречные.

Магнит у головки basso выглядит очень внушительно, только... это не магнит вовсе. Магнит представляет собой сравнительно компактную шайбу из упомянутого сплава Ne-Fe-B, а всё то, что мы видим (и ощущаем на вес) сразу под полированным внешним корпусом — это магнитопровод.

Через прозрачный центральный колпачок хорошо видны 8 наклонных отверстий в теле керна, это одно из самых ярких нововведений в конструкции динамических громкоговорителей за последние годы. При движении диффузора V-образный центральный элемент диффузора гонит воздух по радиальным каналам непосредственно к звуковой катушке и обеспечивает её охлаждение значительно эффективнее, чем центральный канал. Такая конструктивная хитрость, несомненно, повышает резервы головки по допустимой мощности, но, думаю, я вас убедил, что эта цель у авторов разработки не была приоритетной. Более важно то, что именно интенсивное охлаждение звуковой катушки позволяет стабилизировать её температуру и избежать той самой тепловой компрессии, о которой мы говорили раньше.

Через прозрачный центр диффузора видно серое кольцо с надписью «Thesis». Для красоты? Надпись — да, а кольцо — нет. Это — одно из двух (второго не видно, оно — в самом низу магнитной системы) кольцо Фарадея — короткозамкну-тый виток в зазоре вблизи звуковой катушки, радикально снижающее эффект модуляции поля в зазоре током в звуковой катушке. 65-миллиметровая звуковая катушка намотана плоским проводом — он обеспечивает максимальное заполнение зазора проводником (обычно говорят «заполнение медью», но здесь провод алюминиевый). Диаметр осевого отверстия 22 мм — при 2,5-дюймовой звуковой катушке это даже довольно экономично, а главное — возможно: значительная доля воздухообмена проходит через восемь отверстий по периферии, напротив наклонных каналов обдува звуковой катушки.

Подвес тоже не «как у всех». Мы привыкли к тому, что сечение подвеса представляет собой полукруг или полуэллипс. Такие подвесы обеспечивают большой ход диффузора, и линейность «в малом» у них достаточно высокая. Но как только перемещение диффузора растёт, возвращающее усилие становится несимметричным, поскольку при движении в одну сторону профиль подвеса сгибается, в другую сторону — разгибается. Полную симметрию обеспечивает лишь плоский подвес (как в твитерах и некоторых среднечастотниках), но он не может обеспечить значительного смещения диффузора. Хороший компромисс представляет собой подвес с несколькими мелкими гофрами, будь у них полукруглое сечение (именно такой профиль у центрирующих шайб), или же ломаный профиль — как в данном случае. Красиво? Кто бы спорил. Работает ли? Проверим, пока отметим, что свою работу конструкторы сделали.

Контактные зажимы винтовые, трубчатого типа. В них надёжно зажимаются провода сечением до ю квадратов (диаметр до 3,5 мм), а больше для звука и не надо, дальше идёт силовая арматура. А для ТН 10 basso силовое — это не своё. Своё для него — звуковое...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

что

Сабвуфер 25 см

КТО

Audison ТН10 basso

ПОЧЕМ

39780 руб.

ЭТО — плюс

  • Низкие нелинейные искажения
  • Серьёзная чувствительность в любом оформлении
  • Идеальная АЧХ в ЗЯ

    ЭТО — МИНУС

  • Требует сообразного своим достоинствам объёма ящика

    ОДНИМ словом...

    Красавец, в любом смысле

    Источник: Журнал «Автозвук»


  • Акции

    Желаете выбрать качественные компоненты и установить их в свой автомобиль? Вам сюда.

    Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

    Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

    Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

    Новости

    2018-05-25
    Акустика Morel Maximus 602 V2.

    2018-05-24
    Сабвуферы Kicx: Kicx Gorilla Bass E12, Kicx Gorilla Bass E15.

    2018-05-24
    Сабвуферы Eton: Eton RES 10 A, Eton RES 10 P.

    2018-05-23
    Усилитель мощности Kicx Tornado Sound 1500.1.

    2018-05-23
    Сабвуфер Kicx STQ 300NEW.

    2018-05-20
    Магнитола Pioneer AVH-Z9100BT.

    2018-05-20
    Усилители мощности Mosconi: Mosconi Gladen One 130.4 DSP 24V, Mosconi Gladen One 1300.4 24V, Mosconi Gladen One 250.2, Mosconi Gladen One 60.8 DSP.

    2018-05-17
    Усилитель мощности Mosconi Gladen One 70.6.

    2018-05-15
    Акустика Eton: Eton UG VW T5 F3.1, Eton UG VW T6 F2.1.

    2018-05-14
    Магнитолы Pioneer: Pioneer MVH-A100V, Pioneer MVH-A101V, Pioneer MVH-A300V.

    Почитать

    Pioneer: караоке на большом экране

    Цифровой процессор-интегратор STEG DSP 6TO8

    Сабвуфер Alpine X-W12D4

    Car Audio 2018

    Компонентная акустика JL Audio C7

    Audison Prima для BMW-MINI

    Усилитель Morel MPS 4.400

    Новое на форуме

    Парни всем привет. Урал db 4.150 v3 или machete ma 150.4. Что будет получше в плане звучания для поканалки? Может есть еще что с этими мощностями? Одновременная работа вч и нч фильтров принципиальна, . . . . .

    Добрый день. Машина KIA RIO (4 поколение), седан, 2018 г. выпуска. Хотел бы заменить штатные колонки, которые расположены в передних и задних дверях. Интересует качественная эстрадная акустика. Чтобы . . . . .

    Добрый день! Посоветуйте, пожалуйста, двухкомпонентную акустику бюджетом до 20 т.р. в седан. Будет работать в связке с Helix P SIX DSP MK2 + Helix K 12W в ЗЯ. Подключение поканально. Магнитола штатная . . . . .

    Всем доброго времени суток. Хочу узнать Ваше профессионального мнение: планирую поменять штатные динамики на Тойота РАВ 4. Выбор между FOCAL integration 165 toy и audison prima 165. Что подскажете? . . . . .

    ВСЕМ ПРИВЕТ.имеем систему из таких железяк: Pioneer AVH-X1800DVD (процессорная) миды -Morel Virtus MW 6 вч - Morel MT230 моноблок- Pioneer GM-D9601 саб MTX T612-22( фи) подключен 4ома ИЩУ . . . . .

    Добрый день помогите пожалуйста подобрать усилитель под Audio System X-ION 10 Plus Номинальная мощность . 350 Вт Максимальная мощность 500 Вт . Чувствительность 92 дБ установлен в ЗЯ на 20.9 литров . . . . . .

    Здравствуйте! Имею АС Morel TempoCoax-6 и АС Pioneer TS-A6934I. Вопрос: усилитель Alpine PMX-F640 раскроет потенциал колонок? Просто мне ну ни как не верится что у колонок 100Вт номинал..... . . . . .

    Всем привет! Вопрос по 16-тым,двух компонентным! Что на ваш взгляд или ваш опыт лучше по качеству звука,громкости и т.д Ural AK74C или MTX TX265S??? . . . . .

    Ваши отзывы

    Акустика Pioneer TS-E170Ci → Пищалки очень острые, режут ухо, регулировке поддаются ужасно. Миды норм, только очень слабые крепления у них. Свои день . . . . .

    Автомагнитола Alpine CDE-100EUB → Звук нравится. Диски и флешка на 5. Радио через активную антенну на4. Есть минус: при прямом подключении (+12 оба провод . . . . .

    Усилитель DLS CA250i → Нормальный усилок. Стоит у меня на задние колонки DLS 962. все нормально работало до недавнего времени. Начал пропадать . . . . .

    Сабвуфер Alpine SWR-12D4 → да норм саб шесть лет гоняю с ним два раза в ремонте правда был)норм повседнев!качаю киксом 1.900 провода кг35 питание ш . . . . .

    Сабвуфер Rockford Fosgate P2D212 → Отличный сабвуфер, питается от calcell 1.1000, любые жанры обыгрывает на ура, мягкий и приятный бас. Стоит в заводском к . . . . .

    Усилитель Magnat Power Core One Limited → Привет, уважаемые!!!!!....сразу оговорюсь- не нашёл в каталоге свой моноблок, у меня такой-же моноблок Magnat Power Core . . . . .

    Усилитель Kicx KAP-3M → 2 раза горел +. В итоге пришлось пустить этот плюс не по плате , а от самой катушки. Выдает неплохо. Все устраивает. Сл . . . . .

    Усилитель ESX QE80.6DSP → Судя по всему мой отзыв не влез в отведённые рамки, вот продолжение....Короче после часа настроек усилителя esx ,сотрудн . . . . .

    Ваши установки

    Сабвуфер Audison AV 10 в Kia Sorento Prime

    Автомагнитола Pioneer AVH-Z5000BT в Kia Sorento Prime

    Усилитель Alpine X-A90V в Kia Sorento Prime

    Акустика Alpine X-S65 в Kia Sorento Prime

    Акустика Alpine X-S65C в Kia Sorento Prime