Сабвуфер JBL GT-12BP



Сабвуфер JBL GT-12BP

… НЕ ПРОСТОЕ ОФОРМЛЕНЬЕ

Навскидку, не глядя на мир через перекрестье Интернета, автору известны два аудиобренда, в логотипе которых присутствует знак восклицания.

Восклицательный знак на письме – это повышенный уровень звукового давления в устной речи. И в данном случае (как и во втором, будем справедливы) знак препинания употреблён к месту. Вот он, забравшийся на полочку буквы J, сидит и говорит: «Давление будет. Мы об этом позаботились».

Позаботились в данном случае путём выбора самого громкого типа акустического оформления для своего корпусного сабвуфера. Самое громкое – это бандпасс. Оно же – самое непростое и в расчёте, и в реализации. Судите сами: динамик характеризуют три важнейших параметра: частота резонанса, добротность и эквивалентный объём. Это – дано. Простейшее (и, надо признать, самое тихое, при всех иных достоинствах) акустическое оформление (закрытый ящик) понуждает выбрать одну-единственную характеристику: объём. Фазоинвертор (погромче будет) – это уже две характеристики: объем и частота настройки, колоду уже надо тасовать. Бандпасс, даже самый простой, четвёртого порядка, это – три характеристики: объём задней (закрытой) камеры, объём передней и частота настройки той же передней. Тасовать уже две колоды сразу.

Это – одна из основных причин, по которой бандпассы индивидуального изготовления – редкость. Когда строится один экземпляр одному заказчику, очень не хочется ошибиться так, что потом начинать всё сызнова.

А если не один? Если есть возможность всё отработать на прототипе, а потом запустить в производство опробованный вариант? То есть – то, что происходит при производстве готовых корпусных сабвуферов? Тогда можно. Тогда же менее существенным становится другая причина непопулярности бандпассов в инсталляционном бизнесе: сложность конструкции даже в сравнении с ФИ, о ЗЯ и речи нет.

Третья причина, оправданная (в отличие от первых двух) лишь отчасти: распространённое мнение о непригодности бандпассов для качественного воспроизведения басов. Они, мол, дубасят громко, но на одной ноте. Вот это уже – на совести и в руках проектировщиков. Там, в конце, будут ссылки для тех, кого бандпассная тема заинтересовала, пока скажем так: ширина полосы, чувствительность и гладкость АЧХ бандпасса – характеристики, находящиеся в состоянии взаимного размена. Найти оптимум – задача не для всех. Не все берутся. Не у всех, кто берётся – получается. Посмотрим, что вышло у JBL.

Сабвуфер JBL GT-12BP

Снаружи, собственно, ящик как ящик. Даже более ящик, чем ФИ: там на улицу смотрит диффузор динамика и порт фазоинвертора, здесь – только порт. Динамик – внутри на перегородке, разделяющей две камеры.

Сабвуфер JBL GT-12BP

Та сторона сабвуфера, которой предстоит смотреть на просторы багажника. Плексигласовое окно с этой стороны и декоративная (без иного назначения) круглая вставка под ним образуют что? Правильно, знак препинания, означающий повышенное звуковое давление. Обмеры и расчёты с помощью брошюры «ЕГЭ для чайников» показали: здесь две камеры объёмом 17 л (задняя) и 30 л (передняя, вместе с портом ФИ).

Сабвуфер JBL GT-12BP

Прозрачное окно, изгибаясь, заходит и на верхнюю грань ящика. Внутри – 12-дюймовая головка обычной, без экзотических подробностей, конструкции. С некоторым, впрочем, вниманием к вентиляции звуковой катушки.

Сабвуфер JBL GT-12BP

GT-12BP в профиль со стороны съёмной крышки, через которую на этапе сборки устанавливался динамик. Размеры комментариев не требуют, угол наклона задней (не той, где восклицательный знак, та передняя) стенки — требует. Угол этот – 9 градусов. Как у молодого красного вина, даже слабее. В то время как наклон спинки заднего сиденья любого автомобиля, от «Победы» до «Теслы» составляет от 17 до 22 градусов. Как у портвейна, даже крепче. Почему стенку корпуса наклонили на Божоле нуво, а не на Грэхем, суду редакции неизвестно.

Сабвуфер JBL GT-12BP

Порт, соединяющий переднюю камеру с атмосферой и служащий единственным выходом баса наружу – щелевой. По площади сечения он равносилен круглому диаметром 15 (пятнадцать!) сантиметров. Это уже некоторая предпосылка к снижению струйных шумов, как вышло на самом деле – выясним.

Сабвуфер JBL GT-12BP

Чашка с терминалами, логотипом и посулами, касающимися допустимой мощности. Ну хорошо, пусть будет 300… А под логотипом и справа от посулов – разъёмчик. Это – подсветка.

Сабвуфер JBL GT-12BP

Собственно свет исходит из четырёх светодиодов на гибких проводах, вмурованных в отверстия по углам закрытой камеры. Цвет подсветки – не евроголубой, который всех уже достал, а фирменный, под логотип, оранжевый. Ну, вы его, собственно, уже видели. В отличие от бумажной, он-лайн публикацию нельзя читать с конца.

Теперь – к цифрам и фактам, требующим технических средств.

Измерения

Сабвуфер JBL GT-12BP

Импеданс – классическая двугорбая кривая, высота и расположение горбов косвенно говорит о настройке (закрытая камера – на 87 Гц, вентилируемая – на 63). Мелкие изломы на кривой (на 40 и 75-77 Гц) к корпусу отношения не имеют, это – факт биографии динамика, у многих такое проявляется, литые корзины придумали не просто так.

Сабвуфер JBL GT-12BP

Теперь – не косвенно, а прямо. АЧХ сабвуфера в условиях свободного пространства. Логика конструкторов совершенно понятна: они не стали разгонять чувствительность до максимума ценой ширины полосы и формы АЧХ. Можно было бы сделать полосу узкой, тогда это был бы один горб вышиной под 100 дБ, но, понимаете ли – горб. А так получилась широкая, в октаву, полоса с равномерной отдачей.

Сабвуфер JBL GT-12BP

Этот же сабвуфер в салоне Fiat Doblo. Те же максимумы, на 50 и на 100 Гц, но спад ниже 50 стал намного менее крутым, таково действие передаточной функции салона. Обратите внимание: здесь сабвуфер работает без ФНЧ, он сам формирует верхнюю частную границу. И делает это отменно: никаких внеполосных излучений.

Искажения. Суммарные показатели для уровня звукового давления 96 дБ (1 м) таковы:

Частота, Гц КНИ, %
31,5 2,8
40 1,1
63 0,7
80 0,4
100 0,4

В переводе: нелинейные искажения очень низкие, в том числе – в самом низу рабочего диапазона. Что касается структуры искажений, то вот спектрограммы сигнала на трёх характерных частотах:

Сабвуфер JBL GT-12BP Сабвуфер JBL GT-12BP Сабвуфер JBL GT-12BP

На всех трёх контрольных частотах видно, что в спектре гармоник уверенно лидирует «нестрашная» вторая, а ещё видно, что струйных шумов (если бы они были, микрофон уловил бы их значительно раньше, чему ухо) не просматривается совершенно. Порт с эквивалентным диаметром 15 сантиметров, не забыли?

Мёд & Дёготь

Ну что тут скажешь… Решили джибиэлевцы сделать хороший бандпасс – и сделали. Конструкция – без сверхъестественных чудес и изысков, прозрачное окно мы к таковым не относим, все так делают. Восклицательный знак как тема оформления – мило и не напрягает ни глаз, ни кошелёк, «лишняя» деталь одна – пластиковая точка. Всё сделано добротно и качественно. Динамик, посаженный внутрь корпуса, вероятно – не из топовых, мелкие огрехи в его работе (локальные резонансы) заметны, но на общий перформанс это не повлияло. Искажения оказались низкими не потому, что динамик выдающийся, этот тип акустического оформления способствует снижению уровня искажений при заданном звуковом давлении. Во-первых – потому что чувствительность высокая, а значит, при одном и том же давлении меньше амплитуда колебаний диффузора – первопричина искажений. Во-вторых, бандпасс по природе своего устройства не выпускает наружу высшие гармоники, они погибают внутри. Этому же способствует и изогнутый порт ФИ, через который не «светит» диффузор. Единственное нарекание – неудачно выбранный угол скоса корпуса, ничто не мешало сделать его как у спинки сиденья, для более плотной фиксации в багажнике и лучшего использования пространства. Нам тут кажется, что ничто не мешало. А им там, возможно, казалось по-другому…

Цена вопроса: 6990 руб.




У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Автозвук»


Акции

Желаете выбрать качественные компоненты и установить их в свой автомобиль? Вам сюда.

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

Новости

2018-01-17
Усилители мощности Ural: Ural DB 6.180 V.2, Ural PT 8.120 V.2.

2018-01-17
Сабвуферы Ural: Ural Patriot 12 V.2, Ural Patriot 15 V.2.

2018-01-16
Магнитолы Piopneer: Pioneer AVH-A3100DAB, Pioneer MVH-X580DAB.

2018-01-15
Магнитолы InCar: InCar AHR-7080, InCar AHR-7480.

2018-01-14
Сабвуферы Pioneer: Pioneer TS-WX130DA, Pioneer TS-WX130EA.

2018-01-13
Акустика Kick: Kicx Gorilla Bass GBL65, Kicx Gorilla Bass Mid M1.

2018-01-12
Магнитолы Swat: Swat AHR-5180, Swat CHR-4100, Swat CHR-4220 CityGuide, Swat CHR-4220 Navitel, Swat WX-212UBW, Swat WX-216UBA, Swat WX-218UBW.

2018-01-10
Сабвуфер Ground Zero GZIW 165X-II.

2018-01-09
Акустика Audison: Audison APBMW K4E, Audison APBMW K4M, Audison APBMW X4E, Audison APBMW X4M.

2018-01-09
Сабвуферы Audison: Audison APBMW S8-2, Audison APBMW S8-4.

Почитать

Компания Pioneer празднует юбилей

Компонентная акустика Pioneer TS-Z65CH

Компонентная акустика MTX Audio TX8652

Активный сабвуфер Pioneer

Мультимедийный ресивер Pioneer AVH-Z5000BT

Pioneer DEH-S5000BT

Усилитель Steg K4|02

Новое на форуме

Ребята, всем привет. Большая просьба, посоветуйте в трех полоску н/ч 6.5 что бы играл от объема двери. Машина Киа Сид там очень сложно делать какой-то дополнительный ящик. Играть через проц Helix d . . . . .

всем привет audio system x-80.6 усилок Challenger OPUS SD250FA сабвуфер подключён мостом к саб выходу гейн порядка 65-70% поменял межблочный кабель Alphard R2M2M 4 м с Y коннектороом DAXX R52-2F . . . . .

Добрый вечер форумчане. Вопрос к спецам. Имеется Pioneer DEH-80PRS, акустика Kicker QS60.2, среднечастотники Hertz MP 70.3 PRO. Нужен усилитель под эти компоненты для поканалки. Смотрю на Audio System . . . . .

Привет всем.чтото не нашёл отзывов по BLAM FR 80.кто что знает про них?кроме характиристик конечно.что если ими заменить длс UP-2,5i на середину,а то вроде китай слышал??? мож детальнее звук будет? . . . . .

Всем привет, подскажите хороши ли эти межблоки DAXX R52-50 в замен DAXX R55-50 ибо у них цена уж больно кусается! . . . . .

Добрый день. Какие посоветуете пищалки с номинальной мощностью 80 Вт. под усилитель audio system x80.4d? Morel, ESX или какие другие? . . . . .

Доброго времени суток! Необходим Ваш совет: можно ли спасти сей замечательный саб в данной ситуации и если можно, то какой из способов будет наиболее эффективным? Сабвуфер закрытого типа (без фазо . . . . .

Доброго вечера Всем ценителям а.з Подскажите пож.сильно ли измениться звук в лучшую сторону по замене серединок в трёшке поканалке.сейчас UP-2.5 i, потом 3w2,но сложно у нас найти ещё склоняюсь к Voce . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer AVH-Z5000BT → Поднадоел что-то мне мой Пионер 2014 года. Решил обновиться. Рассматривал варианты китайских головных устройств в свой Т . . . . .

Акустика Morel CDM880 → Установлена в тоурег NF 2014г, под усилитель аудиосистем 170.4 , играют громко четко и прекрасно держат мощность , весь . . . . .

Автомагнитола Pioneer AVH-X5800BT → Магнитола стоит своих денег. Доволен на все 100 % . . . . .

Автомагнитола Alpine CDE-9882Ri → Сколько людей столько и мнений,лично у меня было много магнитол и пионеры были с двд сейчас у меня алпайн 9882 отличный . . . . .

Сабвуфер JBL Stage 1010 v-box vented → Стоит в седане Митсубиши Лансер, качается усилителем Кикс. До этого стоял тоже JBL, но в черном корпусе с оранжевой дыро . . . . .

Автомагнитола InCar CHR-7130 → Магнитола отстой, живет своей непонятной жизнью, навигация - хуже нет, спутники постоянно теряются (сейчас стоит другая . . . . .

Автомагнитола Kenwood DDX4017BTR → Искал девайс с актуальными функциями, считаю нашел удачно. Хотел музыку с инета и с тлф тащить, распробовал, оказалось у . . . . .

Автомагнитола Alpine CDE-110UB → У меня лежат дома алпайн 110. jvc 427. Pioneer 6500 .оставлял себе после продажи машин за хороший звук. Алпайн отл.чисты . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Focal Access 25 A4 в VAZ 2115

Усилитель Mosconi Gladen D2 100.4 DSP в Nissan Qashqai J11

Усилитель Gladen FD 130c2 в Nissan Qashqai J11

Усилитель Audison LRx 3.1k 3-channel в Volkswagen Touareg go 08

Сабвуфер Focal Access BombA BP20 в Skoda Octavia A7